Assia (en_arc_en_ciel) wrote in ru_lit_musik,
Assia
en_arc_en_ciel
ru_lit_musik

  • Music:

Л. Н. Толстой "Крейцерова соната"

-  Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли  вы первое престо?
Знаете?!-вскрикнул  он.-У!.. Страшная  вещь  эта соната. Именно эта часть. И
вообще страшная вещь  музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка?
Что  она делает?  И  зачем она  делает то, что  она делает? Говорят,  музыка
действует возвышающим душу образом,- вздор, неправда! Она действует, страшно
действует,  я говорю про себя,  но  вовсе не  возвышающим  душу образом. Она
действует ни возвышающим,  ни принижающим душу образом,  а раздражающим душу
образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное
положение, она переносит меня  в какое-то другое, не свое положение: мне под
влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую,
что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это
тем,  что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я
зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося.
    
Она, музыка,  сразу,  непосредственно  переносит  меня  в  то  душевное
состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою
и  вместе с  ним переношусь  из  одного  состояния  в другое, но зачем я это
делаю, я не знаю. Ведь тот, кто писал хоть бы Крейцерову сонату, - Бетховен,
ведь он знал, почему он находился в таком  состоянии,- это состояние привело
его к известным поступкам, и потому  для него это состояние имело смысл, для
меня  же никакого. И потому музыка только  раздражает, не  кончает. Ну, марш
воинственный  сыграют,  солдаты пройдут под марш,  и  музыка  дошла; сыграли
плясовую, я проплясал, музыка дошла; ну,  пропели мессу, я причастился, тоже
музыка дошла, а  то только раздражение,  а  того,  что  надо делать  в  этом
раздражении,  -  нет.  И  оттого  музыка  так  страшно,  так  ужасно  иногда
действует.  В Китае музыка государственное  дело. И это так  и  должно быть.
Разве  можно допустить, чтобы  всякий,  кто  хочет,  гипнотизировал бы  один
другого или многих  и потом бы делал с ними что хочет. И главное, чтобы этим
гипнотизером был первый попавшийся безнравственный человек.
     А то  страшное  средство  в  руках  кого попало. Например, хоть бы  эту
Крейцерову  сонату,  первое  престо.  Разве  можно  играть в  гостиной среди
декольтированных  дам  это престо? Сыграть и потом похлопать,  а потом  есть
мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи  можно играть  только при
известных, важных,  значительных  обстоятельствах,  и тогда, когда требуется
совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки. Сыграть  и
сделать то, на что настроила эта музыка. А то несоответственное ни месту, ни
времени  вызывание энергии, чувства,  ничем не проявляющегося,  не может  не
действовать губительно.  На  меня, по крайней мере,  вещь эта  подействовала
ужасно; мне  как будто открылись совсем  новые, казалось мне, чувства, новые
возможности, о которых я не  знал до сих пор. Да вот как, совсем не так, как
я прежде думал и  жил, а вот как, как будто говорилось мне в душе. Что такое
было то новое, что я узнал,  я не  мог себе дать отчета, но  сознание  этого
нового состояния было очень радостно. Всє те же лица, и в том числе и жена и
он, представлялись совсем в другом свете. После  этого  престо  они доиграли
прекрасное, но обыкновенное, не новое andante с пошлыми  варьяциями и совсем
слабый финал. Потом еще играли по просьбе гостей  то "Элегию" Эрнста, то еще
разные вещицы. Все это было хорошо,  но все это не произвело на меня и  0,01
того впечатления, которое произвело  первое. Все это происходило уже на фоне
того  впечатления,  которое  произвело первое.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment