Assia (en_arc_en_ciel) wrote in ru_lit_musik,
Assia
en_arc_en_ciel
ru_lit_musik

  • Music:

Л. Н. Толстой "Крейцерова соната"

-  Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли  вы первое престо?
Знаете?!-вскрикнул  он.-У!.. Страшная  вещь  эта соната. Именно эта часть. И
вообще страшная вещь  музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка?
Что  она делает?  И  зачем она  делает то, что  она делает? Говорят,  музыка
действует возвышающим душу образом,- вздор, неправда! Она действует, страшно
действует,  я говорю про себя,  но  вовсе не  возвышающим  душу образом. Она
действует ни возвышающим,  ни принижающим душу образом,  а раздражающим душу
образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное
положение, она переносит меня  в какое-то другое, не свое положение: мне под
влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую,
что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это
тем,  что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я
зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося.
    
Она, музыка,  сразу,  непосредственно  переносит  меня  в  то  душевное
состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою
и  вместе с  ним переношусь  из  одного  состояния  в другое, но зачем я это
делаю, я не знаю. Ведь тот, кто писал хоть бы Крейцерову сонату, - Бетховен,
ведь он знал, почему он находился в таком  состоянии,- это состояние привело
его к известным поступкам, и потому  для него это состояние имело смысл, для
меня  же никакого. И потому музыка только  раздражает, не  кончает. Ну, марш
воинственный  сыграют,  солдаты пройдут под марш,  и  музыка  дошла; сыграли
плясовую, я проплясал, музыка дошла; ну,  пропели мессу, я причастился, тоже
музыка дошла, а  то только раздражение,  а  того,  что  надо делать  в  этом
раздражении,  -  нет.  И  оттого  музыка  так  страшно,  так  ужасно  иногда
действует.  В Китае музыка государственное  дело. И это так  и  должно быть.
Разве  можно допустить, чтобы  всякий,  кто  хочет,  гипнотизировал бы  один
другого или многих  и потом бы делал с ними что хочет. И главное, чтобы этим
гипнотизером был первый попавшийся безнравственный человек.
     А то  страшное  средство  в  руках  кого попало. Например, хоть бы  эту
Крейцерову  сонату,  первое  престо.  Разве  можно  играть в  гостиной среди
декольтированных  дам  это престо? Сыграть и потом похлопать,  а потом  есть
мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи  можно играть  только при
известных, важных,  значительных  обстоятельствах,  и тогда, когда требуется
совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки. Сыграть  и
сделать то, на что настроила эта музыка. А то несоответственное ни месту, ни
времени  вызывание энергии, чувства,  ничем не проявляющегося,  не может  не
действовать губительно.  На  меня, по крайней мере,  вещь эта  подействовала
ужасно; мне  как будто открылись совсем  новые, казалось мне, чувства, новые
возможности, о которых я не  знал до сих пор. Да вот как, совсем не так, как
я прежде думал и  жил, а вот как, как будто говорилось мне в душе. Что такое
было то новое, что я узнал,  я не  мог себе дать отчета, но  сознание  этого
нового состояния было очень радостно. Всє те же лица, и в том числе и жена и
он, представлялись совсем в другом свете. После  этого  престо  они доиграли
прекрасное, но обыкновенное, не новое andante с пошлыми  варьяциями и совсем
слабый финал. Потом еще играли по просьбе гостей  то "Элегию" Эрнста, то еще
разные вещицы. Все это было хорошо,  но все это не произвело на меня и  0,01
того впечатления, которое произвело  первое. Все это происходило уже на фоне
того  впечатления,  которое  произвело первое.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment
Браво! Не читала лучше цитаты о музыке
голова все-тки это граф а